On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
ШРИ ВИДЬЯ




Сообщение: 39
Зарегистрирован: 29.04.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.10 00:18. Заголовок: Пратьяхара


...Наверное, нет более превратно истолковываемого раздела в йоге, чем пратьяхара – причем, берутся судить о предмете абсолютно все, даже те, кто и «Йога-сутр» в русском переводе никогда не читал. На самом деле, тема очень сложна и неоднозначна – как с точки зрения того, что есть пратьяхара в «традиции», так и с точки зрения современной науки. Вопрос усложняется еще и тем, что пратьяхара служит неким «рубиконом», или «пропастью» - между чисто фитнесово-гимнастическими активностями, и, собственно, Йогой, т.е., ее высшими разделами.
«Страсти» начинаются еще с самого определения – любой, составивший себе труд «порыться» в и-нете, обречен быть погребенным под лавиной, порой, взаимопротиворечащих трактовок:

«Пратьяхара - значит "оттягивание", "отвлечение" (разумеется: чувств от их предметов)»
«….санскр. pratyahara - отклонение, уклонение (от конкретного объекта мысли); абстрагирование»
«…означает - удаление индрии с объектов материального мира»
« …санскр. «отбрасывание, отрешение» — состояние отрешенности от внешнего мира, контроль над чувствами и ощущениями в практиках йоги»
…и даже…
«… направление в определённое русло…»

«Йогирадж Б. Сахаров» пратьяхару определяет как “несвязывание мыслей с объектами их сферы и уравнивание по форме мыслительной субстанции”, кивая при этом на многострадального Патанджали.
Переводы соответствующей строки Йога-сутр на русский тоже радуют глаз своим многообразием :) :

«Пратьяхара это то, благодаря чему органы чувств не соединяются с их предметами и как бы следуют собственной форме сознания.» пер. П. Градинарова

«Пратьяхара есть то, благодаря чему чувства не
входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.» ЙС, пер. К. Свенссон

«При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы
следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение (пратьяхара)»
пер. Е.П.Островской и В.И.Рудого

свавишая-асампрайоге-читтасья-сварупа-анукара
ива-индриянам пратьяхарах (II.54)

Дословно здесь написано:

При отсутствии связи с объектами, сознание следует своему
сущностному состоянию – это, как бы, « втягивание» чувств обратно

(это выражение – «втягивание чувств обратно» - максимально соответствует концепции пратьяхары в других Шастрах – обычно, употребляют сравнение с черепахой, втягивающей свои конечности и голову под панцирь).

Само слово "pratyAhAra", как и любой санскритский термин, имеет кучу значений, что предоставляет неискушенному "читателю" простор для фантазии :) , но реально все прозаично: "prati" - "назад, против, противоположный", "AhAra" - забирать, получать, возвращать". Т.е., в данном случае, дословно: "возвращение", "забирать назад" - имеются в виду чувства (точнее, сигналы от органов восприятия - индрий).


Но вернемся к Йога Шастрам, т.е., древним текстам традиционной Йоги. Даже простое чтение определений пратьяхары в них может достаточно сильно поколебать сложившиеся стереотипы о пратьяхаре, как о просто «глубокой релаксации» или «втыкании». Как мы можем видеть, древние йоги подразумевали под этим словом не только способность к интроверсии и произвольной сенсорной депривации, но и полный контроль над эмоционально-волевой сферой:

Амритананда упанишад:

(Оставив) звук и другие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Свете - это зовут пратьяхарой.


Гхеранда самхита, 4:

4.1. Теперь я расскажу тебе о Пратьяхаре (контроль восприятия). Познанием Пратьяхары будут уничтожены такие враги, как похоть и её подобные.

4.2. Как только Читта, которая непостоянна и склонна блуждать,выходит (через”ворота чувств”), ее должно обуздать и привести под контроль Атмана.

4.3. Испытываешь ли ты почести и поношения, слышишь ли звуки приятные или неприятные, отвлеки Читту от этих вещей и приведи её под контроль Атмана (“Я”).

4.4. Воспринимаешь ли ты приятный запах или неприятный – отвлеки (Читту) от этих запахов и приведи под контроль Атмана.

4.5. Заполнено ли твоё восприятие сладким, кислым, горьким или каким-либо иным вкусом – отвлеки его от этих вещей и приведи под контроль своего “Я” (Атмана).

Горакаша паддхати:
2.22. Глаза и иные [органы чувств] блуждают среди приличествующих им чувственных предметов. Их отвлечение от них именуют “устранением чувств” (пратьяхара).
2.23. Равно как солнце, достигая третьей стражи суток, так и йогин, доходя до третьей ступени [йоги], должен устранить всякое умственное изменение (викара).
2.24. Как черепаха втягивает свои члены внутрь своего панциря, так и йогин должен устранять чувства внутрь себя.
2.25. Признавая во всем, что бы он не слышал ушами, приятном либо неприятном, само Я – знаток йоги устраняет [свой слух].
2.26. Признавая во всем, что бы он не обонял носом, пахучем либо вонючем , само Я – знаток йоги устраняет [свое обоняние].
2.27. Признавая во всем, что бы он не усматривал глазами, чистом либо нечистом, само Я – знаток йоги устраняет [свое зрение].
2.28. Признавая во всем, что бы он не ощущал кожей, осязаемом либо неосязаемом, само Я – знаток йоги устраняет [свое осязание].
2.29. Признавая во всем, что бы он не пробовал языком, соленом либо несоленом, само Я – знаток йоги устраняет [свой вкус].
2.30. Солнце устраняет ливень, вызываемый лунным нектаром (амрита). Устранение сего [ливня] именуется “устранением чувств”.

Йога таттва упанишад

68. Эту задержку дыхания нужно выполнять один раз в день.
Оно известно как отрыв чувств от предметов чувственного мира

69. когда йогин выполнил задержку гхата – это называется пратьяхара.
Что бы он ни увидел глазами – он видит это как Атман,

70. что бы он ни услышал ушами – он слышит это как Атман,
что бы он ни обонял носом – он обоняет это как Атман,

71. какой бы вкус ни ощутил он языком – он ощущает это как Атман.
чего бы он ни коснулся кожей – он осязает это как Атман.

Шандилья упанишад,70:

Затем идёт пратьяхара, которая бывает пяти видов. Она заключается в отстранении органов чувств от соответствующих объектов. Видеть во всём наблюдаемом Атман – это пратьяхара. Непривязанность к плодам повседневных действий – это пратьяхара. Отстранённость от всех объектов чувств – это пратьяхара. Дхарана, выполняемая в восемнадцати важных местах (упомянутых ниже) – это пратьяхара. Её следует выполнять в стопах, пальцах ног, лодыжках, икрах ног, коленях, бёдрах, анусе, пенисе, пупке, сердце, горле, нёбе, носе, глазах, между бровями, лбе и голове, делая это по порядку вверх и вниз.


Даттатрейя йога шастра:
71 …Совершенно необходимо практиковать кевала-кумбхака-пранаяму раз в день.
72. Этой практикой йог достигает пратьяхары, в которой, выполняя кевала-кумбхаку, йог совершенным образом отстраняет органы чувств от соответствующих им объектов, и это называется пратьяхарой.
73. В практике пратьяхары йог должен осознавать, что всё то, что он видит, слышит, обоняет, различает на вкус и осязает посредством своих органов чувств, то есть глаз, ушей, носа, языка или кожи, - всё это только Всевышний. Подобным образом йогу следует осознавать все объекты органов чувств [пребывающими] только в Атмане (высшем Я). Пребывая в совершенной осознанности, посредством практики пратьяхары йог должен прилагать усилия (ятна) к поддержанию этого обращённого внутрь состояния органов чувств три часа (яма-матра) ежедневно (пратидинам).

Йога упадеша:
20. Искатель, который заинтересован в практике Пратьяхара, "самоуглубления", должен подчинить чувства звука, осязания, зрения, вкуса и обоняния, и привести их под контроль, чтобы следовать велению успокоенного сердца.
21. Чувства подчиняются таким способом в совершенстве, независимо от того, насколько они бурны и неугомонны. Тот же, кто не способен подчинить и контролировать свои чувства – не способен практиковать Йогу.
22. Овладев контролем над дыханием посредством практики Пранаямы и подчинив чувства практикой Пратьяхара, искатель должен концентрировать свой ум на высшей Сущности.

Интересно, что речь, как я уже писал, идет не только и не столько о спонтанной или произвольной депривации, сколько о внутренней "переоценке" сигналов, поступающих от органов восприятия, т.е. нельзя сказать, что такой йогин "ничего не видит, ничего не слышит и ничего не чувствует" - скорее, он смещает точку внимания с внешних объектов на внутреннее,а потом на свидетельствование существования себя самого, как субъекта. При этом он остается в полном сознании, и в любую секунду может произвольно выйти из "самопогружения". Подчеркивается важность переживания любых ощущений и впечатлений, как происходящих исключительно в собственном сознании.

Практически, во всех текстах, подчеркивается неразрывная связь пратьяхары со "смежными" разделами - дхараной (классическая пратьяхара по Яджнявалкье наступает вследствие последовательной концентрации на 12-18 мармах в теле) и пранямой (в данном случае - не конкретными техниками, а кевала-кумбхакой, т.е. "апноэ", возникающей, как результат гипер- или гипо-вентиляции).

aiM hrIM shrIM aiM klIM sauH Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


ШРИ ВИДЬЯ




Сообщение: 40
Зарегистрирован: 29.04.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.10 00:19. Заголовок: Теперь давайте попро..


Теперь давайте попробуем привязать традицию к современности :)
Согласно индийской традиции, существуют четыре основных состояния сознания: джагратам (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (сон без сновидений) и турия - т.н. "четвертое состояние", за пределами трех предыдущих.
Как видим, это, практически, соответствует представлениям современной психологии и нейрофизиологии.
Давайте обратимся к первоисточнику (Шива-сутры) и попробуем интерпретировать и комментировать. Я бы предложил такой вариант:

Состояние "джагратам" соответствует бодрствованию в современном смысле слова – с «нормальной» энцефалограммой.
GYAnaM jAgrat.h . (ШС 1-Cool
«Бодрствование – это состояние «сознания»

Состояние "свапна" соответствует сну БДГ (с быстрыми движениями глаз) - ближе к состоянию бодрствования, бета- и альфа-ритм.
svapno vikalpAH . (ШС 1-9)
«сон – иллюзорные образы».

Состояние "сушупти" соответствует сну НБДГ (без быстрых движений глаз), с преобладанием тета-, а потом дельта-ритма
aviveko mAyAsaushhuptam.h . (ШС 1-10)
«Сушупти - обманчивое состояние «неразличения »

Состояние "турия" - или "медитативное состояние" - альфа- и тета-волны (альфа-ритм доминирует).
jAgratsvapnasushhuptabhede turyAbhogasaMbhavaH . (ШС 1-7)
(Даже в) бодрствовании, в сновидении и глубоком сне – Блаженство Турия

Интересно, что при гипнотическом сне, как утверждают, альфа-ритм исчезает (в отличие от медитации), бета-ритм – практически, тоже, а вот тета и дельта – нарастают. Таким образом, получается, гипнотическое состояние и медитативное – принципиально разные.


 цитата:
В том или ином психологическом состоянии набор ритмов, составляющих электроэнцефалограмму, меняется. При активации (психическом напряжении, решении задач, работа) происходит усиление высокочастотных ритмов, а при достижения покоя (сне) — низкочастотных. В частности, при достижении состояния гипнотического сна исчезает альфа–ритм, снижается частота и амплитуда бета–ритма, нарастают дельта— и тета–ритмы, а в состоянии дза–дзен резко возрастает альфа–ритм и происходит синхронизация ритма 2–й половины. При альфа–ритме со значением 10,5 гц достигается глубокая релаксация. Отмечено также, что ритмы мозга гипнолога и испытуемого, подвергающегося воздействию гипноза, синхронизируются. Низкий бета–ритм (15 гц) свидетельствует о нормальном состоянии бодрствования, высокий бета–ритм (30 гц) — о наркотическом опьянении, низкий тэта–ритм (4 гц) — о глубоком сне, а более высокий (7 гц) — о медитативном „путешествии вне тела“.

Словарь психолога.
Авторы — сотрудники Психологического института им. Л.Г. Щукиной — зам. директора, проректор Московского государственного психолого–педагогического института РАО Мульдаров Валентин Карумович и старший научный сотрудник Кондаков Игорь Михайлович.

По физиологической глубине с помощью ЭЭГ выделяют в гипнозе пять последовательных фаз.

1. Фаза уравнивания альфа-ритма (соответствует легкому гипнозу), которая состоит из периода повышения потенциалов мозга по сравнению с фоном и периода понижения; в это время происходит уравнивание амплитуды альфа-волн и исчезновение модуляций альфа-ритма.

2. Фаза альфа-веретен – вспышки альфа-волн (соответствует среднему гипнозу).

3. Фаза минимальной электрической активности, резкое ослабление альфа- и бета- ритмов, уплощение кривой биотоков, появление ритма 16–24 Гц, иногда – единичных тета-волн (соответствует переходу в глубокий гипноз).

4. Фаза тета-ритма, то есть появление тета-волн с частотой 4–7 Гц (соответствует глубокому гипнозу).

5. Фаза смешанных ритмов – разночастотные колебания (соответствует снижению глубины гипноза).

Дальнейшее углубление гипноза ведет к утрате раппорта с загипнотизированным и возникновению обычного сна, что характеризуется появлением на ЭЭГ веретен 14–16 Гц и дельта-волн (1–3 Гц), то есть исчезает «сторожевой» очаг и наступает разлитое сонное торможение.

Кракор, Рожнов, Слободяник.



aiM hrIM shrIM aiM klIM sauH Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.23 02:27. Заголовок: Из моего опыта люди ..


Из моего опыта люди в мире любят играть в онлайн-казино. Я рекомендую вам посетить онлайн казино https://casinoeldorado.biz/ casino Eldorado, чтобы получить лучший опыт в азартных играх.Если вы хотите бросить работу и зарабатывать на жизнь игрой в казино - это ваш лучший выбор!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет