|
| |
Сообщение: 31
Зарегистрирован: 16.07.08
Откуда: Куруварша
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 05.08.09 19:51. Заголовок: Дёнме
Дёнме (тур. dönme, буквально — отступники) — каббалистическая школа, вышедшая из иудаизма, основанная Якобом Кверидо, братом последней жены Шабтая Цви. Секта была основана в 1683 в Салониках (отсюда другое принятое в Турции название секты - Selânikli). Согласно учению дёнме, Шабтай Цви является Мессией. Его переход в ислам объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Позже с учением дёнме познакомился Якоб Франк и cам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход польских евреев в католичество. В конце XVII — начале XVIII в. дёнме раскололись на ветвь из Измира (Измирлар), и ветвь ученика Шабтая Цви Якобом Керидо (Якоблар). В 1716 часть измирларов объявили главой группы Берахию Руссо (он же Осман- Баба), сына Якоба Керидо, воплощением (Гилгул) Шабтая Цви, так образовалась группа Каракашлар (на турецком — чернобровые). В 1720 году возникла группировка Капанджилар (владельцы весов), отвергающая авторитет Якоба и Берахии. Различные группы дёнме находились в ссоре и не роднились одна с другой. Уже в XIX веке немало дёнме ассимилировались. Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной генетической рецессии. Дёнме поддерживали младотурков в начале XX века, тогда министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875–1926). Во время обмена населением между Грецией и Турцией приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть Салоники. Обладая хорошим образованием и секулярными взглядами, многие из дёнме активно поддержали революцию и Ататюрка. В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что Кемаль Ататюрк вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля в Палестине. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме». Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов. Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи ненедео поддерживали нормальные отношения. Сейчас в Турции проживают около 2500 дёнме. В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел Исмаил Джем. Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации всеобщего заговора и в том, что они — тайная сила, которая управляет турецким правительством. Турецкий журналист и активист дёнме Ильгаз Зорлу, основаваший в 2000 издательство «Zvi Publishers», хотел признания его евреем, но бет дин отказался признавать его евреем без полного обращения в иудаизм, отверг его претензии. Он заявил, что принял иудаизм в Израиле и подал иск об официальном изменении в его документах вероисповедания с ислама на иудаизм. Суд удовлетворил его требования. (7 августа 2000). Это также вызвало скандал, в частности, из-за того, что он сотрудничал с антисемитскими активистами, такими как Мехмед Шевкет Эйги (тур. Mehmed Şevket Eygi).
|