|
| |
Сообщение: 22
Зарегистрирован: 16.07.08
Откуда: Куруварша, Одесса
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 31.07.09 23:53. Заголовок: Абулафия (краткий биографический обзор)
Авраам бен Шмуэль Абулафия (ивр. אברהם בן שמואל אבולעפיה) — выдающийся мыслитель и каббалист, жил в Испании, родился в Сарагосе в 1240 году, умер после 1291 года в Комино на Мальте. Абулафия основал течение пророческой каббалы, провозгласил себя мессией, собрался встретиться с папой римским для обращения папы в иудаизм, папа приготовил костёр для его казни, но умер в тот день, когда Абулафия прибыл в его резиденцию. После этого события почитался как мессия на Сицилии. Он признавал Маймонида высочайшим авторитетом, но вопреки рационализму Маймонида, развивал каббалу, основанную на экстатическом видении. Ввёл практику поиска глубинного смысла в каждом слове или сочетании букв еврейского алфавита, а также использования и интерпретации гематрий — числовых характеристик слов. Несмотря на то, что Абулафия написал множество книг, его сочинения практически не переиздавались до XIX века, хотя интерес к его теориям не прекращался, и его взгляды нашли развитие как в еврейской, так и в нееврейской мистике. Абулафия считается высокообразованным человеком своего времени, он хорошо владел раввинистической традицией, был знаком с христианскими и мусульманскими идеями, его собственные взгляды формировались под влиянием суфизма. Родители взяли Авраама в город Тудела, где его отец Шмуэль обучал его торе и талмуду. В 1258 году умер его отец. С 1260 Авраам стал скитаться по свету. Он предпринял паломничество в Палестину, потом отправился искать легендарную реку Самбатион и потерянные 10 колен Израилевых. Однако он добрался только до Акко. Из-за неспокойной обстановки — крестоносцев, активности мамлюков и угроз монголов — он вернулся в Европу через Грецию. В Греции он женился. Он хотел доехать до Рима, остановился в Капуа, где познакомился с философией Маймонида. Хотя он всегда высоко ценил авторитет Маймонида и беспрекословно принимал его взгляды, его собственные изыскания лежали в области экстатических прозрений, которые по его понятиям вовсе не противоречили рационализму Маймонида. Он стал активно писать трактаты по каббале, философии, грамматике, и окружил себя множеством учеников. Вернувшись в Барселону он стал изучать практическую каббалу. К нему приходили многочисленные чудесные знамения и видения, которые он интерпретировал. Он углубился в Сефер Йецира («Книгу Сотворения») и многочисленные комментарии к ней. Далее он направился в Кастилию, где он преподавал пророческую каббалу среди учеников, среди которых были Моше из Бургоса и Йозеф Гикатилла, а потом поехал в Грецию. Свою книгу Sefer ha-Yashar он написал на острове Патрас в 1279 году. В этом же году он через Трани вернулся в Капуа по приглашению учеников. Следуя внутреннему голосу, он направился в Рим. Его целью было рассказать Папе о страданиях еврейского народа и просить облегчить его участь, а также освободить для евреев Святую Землю, а также обратить Папу в иудаизм. По предположению Гершома Шолема, о посланничестве Мессии к папе он мог прочесть в описании диспута между Моше бен Нахманом и вероотступником Пабло Кристиани, когда Нахманид заявил: «Когда наступит конец дней. Мессия по Божьему повелению явится к папе и попросит его освободить свой народ, и только тогда, но никак не раньше, поверят в его пришествие». К Папе Николаю III он должен был явиться в канун еврейского Нового Года, 5041 (1280 год). Вести о цели его визита донеслись до папы, который поручил сжечь фанатика на костре как только тот приблизится к резиденции папы в Сориано. Костёр был уже приготовлен перед внутренними воротами. 22 августа Абулафия прибыл в Сориано и прошёл через внешние ворота. Однако при входе в город он узнал, что папа умер предыдущей ночью от апоплексического удара. Он вернулся в Рим, где его задержали францисканцы, но он был освобождён через 28 дней. В память о своем чудесном спасении и сопутствовавших этому видениях Абулафия написал «Книгу свидетельства». Потом он оказался в Сицилии, где был объявлен пророком и мессией. Он предсказал наступление Мессианской эры в 5050 году (то есть в 1290). Далее он жил 10 лет в Мессине (1281-91), по-прежнему называя себя пророком и мессией. У него были ученики в Мессине и Палермо. Однако против его мессианских чаяний выступили палермские раввины, которые направили также послание в Барселону к Шломо бен Адерету. Шломо бен Адерет, который посвятил свою жизнь усмирению мессианских движений, написал письмо против Абулафии, которое разослал по еврейским общинам. Это письмо привело к тому, что каббала Абулафии была исключена из программ в испанских религиозных школах. Абулафия снова стал путешествовать и совершать паломничество. Будучи изгнанным из Сицилии, он основался на острове Комино, где между 1285 и 1288 написал Sefer ha-Ot («Книга Знака»). В 1291 он написал Imre Shefer («Слова Красоты») — его учебник по медитации. О его жизни после 1291 нет сведений.
|