On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
ШРИ ВИДЬЯ




Сообщение: 41
Зарегистрирован: 29.04.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.10 00:23. Заголовок: Кевала-кумбхака, пранаяма и самадхи


Вопреки широко распространенному мнению, что пранаяма – это «дыхательные упражнения», в большинстве йога-шастр (Йога-сутры, Гхеранда-самхита, Хатха-йога прадипика и т.п. ) «пранаямой» считается остановка (задержка) дыхания – произвольная (сахита), а на высших этапах – спонтанная (кевала).

Основные эффекты пранаямы, если судить по тем же текстам, следующие – «устранение влияния тела на ум», состояние «унмани» («не-мыслия»), вхождение пран в сушумну, пробуждение Кундалини Шакти.

Тексты хатха-йоги приводят список техник, называемых то пранаямами, то кумбхаками (сурья бхеда, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрика, бхрамари, мурччха, плавини), некоторые из них, все-таки, ближе к «дыхательным упражнениям», чем к техникам остановки дыхания. В других текстах (не хатха-йогических), пранаямой, чаще всего, называется последовательность дыхания, чередующая вдох (пурака), задержку на вдохе (кумбхака), выдох (речака) в пропорции 1-4-2. Некоторые источники добавляют к этому кумбхаку на выдохе. Фактически, спонтанно возникающая кумбхака на выдохе (точнее – на полу-выдохе), сопровождающаяся определенными физиологическими и психическими феноменами, и есть искомая «кевала-кумбхака». Методы её достижения могут варьироваться – от выполнения предваряющих дыхательных упражнений с жесткими произвольными задержками и мышечными замками («бандхами»), до удджаи с «хамса»-мантрой и наблюдения за естественным дыханием – как в кашмирских Агамах.

Некоторые современные исследователи склонны сводить эффект от пранаямы только к гипоксии (кислородному голоданию), но практика показывает, что реально вопрос не ограничивается гиповентиляцией. Растянутое и уреженное дыхание, плюс специфическая работа гортани и носоглотки в удджаи и удлинение выдоха однозначно вызывают парасимпатикотонию - со всеми вытекающими. Здесь играют роль и специфическое воздействие на нервные узлы и окончания в области горла, и автоматическая интроверсия, возникающая вследствие концентрации внимания на процессе дыхания, частичная сенсорная депривация, и т.п.

Переключение нервной системы в «парасимпатический» режим, как следствие, вызывает следующие явления:

алкалоз, увеличение соотношения К/Ca (относительное превалирование калия), увеличение соотношения альбумины/глобулины (относительное превалирование глобулинов) при снижении общего белка в сыворотке, снижение уровня сахара в крови, увеличение содержания жиров в сыворотке крови, увеличение сывороточного холестерина, снижение содержания кетоновых тел, понижение уровня основного обмена, снижение температуры, уменьшение числа лейкоцитов с тенденцией к лимфоцитозу, увеличение числа эозинофилов, снижение частоты сердечных сокращений и минутного объема сердца, кровенаполнение спланхнических сосудов, снижение кровоснабжения скелетной мускулатуры и головного мозга, уменьшение объема циркулирующей крови, бóльшая задержка воды в тканях, снижения уровня основного обмена, возрастание активности органов, которые обслуживают накопление энергии, прирост секреции желудочного и кишечного соков, а также желчи, возрастание двигательной активности гладкой мускулатуры, увеличенное выделение конечных продуктов обмена, ограничение связи с внешним миром, снижение мышечной деятельности, активности органов чувств и мышления, повышение порога раздражимости.

перевод Р. Минвалеева
http://www.realyoga.ru/Physiology/Library/1040<\/u><\/a>

Если конкретизировать применительно к пранаяме – по данным профессора Н.Г.Триняка (ЧНУ), дыхание с увеличением длительности выдоха и задержки дыхания на выдохе, оказывает выраженное влияние на парасимпатическую часть вегетативной нервной системы, которая замедляет сердечные сокращения, понижает АД, ускоряет секрецию и моторную функцию желудка и кишечника, усиливает сокращение гладких мышц бронхов и бронхиол.

Субъективно – наблюдается, прежде всего, феномен пратьяхары, т.е., «отвлечения» органов восприятия от раздражителей, частичная сенсорная депривация и состояние глубокой внутренней концентрации. Со слов современных практикующих: «…восприятие вдруг, в какой-то момент, сворачивается внутрь, сознание перестает двигаться - а точнее, утрачивает былую подвижность…».
Все эти эффекты достижимы и без практики сахита кумбхаки, бандх и прочих сложностей - исключительно за счет растягивания и урежения вдоха и выдоха вплоть до кевала кумбхаки - а это возможно при практике простого удджай без кумбхак плюс прана-апана анусандхана, а если еще добавить аджапа-джапу - эффект усиливается чуть ли не вдвое. Собственно, это и будет классическая кашмирская чакродая.

Более того, подобный феномен имеет место и в «обычной» повседневной жизни:

…иногда замечаешь, когда просто тупо смотришь в одну точку ничего при этом не воспринимая и не дыша...И вот это ощущение внутренней "пустоты" очень, знаете, потрясающее. Никакого беспокойства ни по какому поводу...

Весь вопрос в том, является ли состояние глубокой пратьяхары самоценным само по себе, или все состояния, подобные «унмани», служат только подготовительной ступенью для для более сложной и серьезной внутренней работы.

Свами Шивананда Сарасвати писал, что т.н. "йога-самадхи", или джада-самадхи - не цель практики. Очевидно, что искомым результатом должно быть не "измененное сознание". тем более, не потеря его , а т.н. "расширенные состояния", функционально более высокие и продуктивные, с более высокой степенью осознавания, креативности, инсайтной деятельности и частотой пиковых переживаний.

Согласно мнению одного из современных практиков и исследователей йоги, более важным эффектом пранаямы является не просто достижение «измененного состояния сознания», а, напротив, увеличение произвольности, т.е. иерархизованности процессов сознания.

Пример дальнейшего развития техник пранаямы - первые дхараны Виджняна Бхайрава тантры, которые и посвящены уже методам внутренней работы (самьямы) с кумбхаками и достижению кевала кумбхаки методом "сахаджа", без волевой задержки:

Вверх как выдох, и вниз как вдох, движется Высшая Шакти (букв. "Дух творения"). От концентрации на двух стыках (вдоха и выдоха) возникает состояние Полноты./24/

О Бхайрави! Благодаря задержке дыхания в обоих пространствах, снаружи или внутри, по милости Бхайрави возникает состояние Бхайравы./25/

Не следует ни впускать, ни выпускать Шакти являющуюся в форме дыхания, благодаря безмыслию (нирвикалпатайА) и Ее (Милости) в середине (обретается) форма Бхайравы./26/

Когда по окончании вдоха и выдоха наступает Полнота, именуемая Покоем, в ней (по милости) Шакти является (Высший) Покой./27/

перевод О.Ерченкова

Таким образом, можно сделать закономерный вывод – все практики пранаямы, и их результаты, вплоть до «самадхиподобных» состояний, являются всего лишь основой для практик более высокого уровня, которые, в свою очередь, призваны привести практикующего к Реализации.

aiM hrIM shrIM aiM klIM sauH Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


ШРИ ВИДЬЯ




Сообщение: 42
Зарегистрирован: 29.04.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.10 00:24. Заголовок: Храп во сне и кевала..


Храп во сне и кевала-кумбхака :)

Думаете, в чем связь между этими явлениями? Самая что ни на есть прямая :) - и то, и другое имеют прямое отношение к т.н. "непроизвольному апноэ", т.е., задержке дыхания, возникающей спонтанно вследствие физиологоических факторов. Вот только факторы различны - в случае кевала-кумбхаки при пранаяме речь идет о легкой гипервентиляции и гипокапнии, т.е. "вымывании" CO2 из крови и т.д., а в случае т.н. "синдрома обструктивного апноэ сна" речь уже о спадении верхних дыхательных путей на уровне глотки, и, как следствие - прекращении легочной вентиляции. Обструктивное апноэ сна чаще всего происходит именно во время "храпа", когда храп периодически прерывается полной остановкой дыхания. Обычно, после этого происходит кратковременное пробуждение, "всхрапывание" и возобновление дыхания. За ночь у "храпо-йогина" может происходить до 500 таких "кевала кумбхак". что в общей сложности может насчитывать до 4 часов полной остановки дыхания - нехилый результат, даже для опытного йогина-"пранаямщика"!
Да и эффект от этих экзерсисов принципиально разный - кевала кумбхака при пранаяме, как утверждают Шастры, приводит к самадхи, и, как следствие - к Мокше ("Просветлению", "Реализации" и т.п.), а апноэ сна, если верить медицинским "пандитам" - к прогрессирующему ожирению, гипертонии, импотенции, инфаркту, инсульту и смерти во сне...
А жаль - какой был бы простой и легкий способ "реализации" - "на бочок", всхрапнул - и сразу в самадхи! :)

PS: - рекомендаци врачей по предотвращению подобного явления подозрительно смахивают на подготовительные упражнения к "йоговской" кхечари-мудре - т.е., предлагается каждый вечер, перед сном, делать 30-40 вытягиваний языка вперед-вниз, с усилием. Поневоле заставляет задуматься о более глубоких связях между храпом и хатха-йогой... :)

aiM hrIM shrIM aiM klIM sauH Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет