On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
ШРИ ВИДЬЯ




Сообщение: 38
Зарегистрирован: 29.04.08
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.10 00:15. Заголовок: Йога тамильских сиддхов


Аштанга-йога Риши Тирумулара

Тамильская сиддха-йога была и остается преобладающей традицией на Юге Индии, в отличие от Севера, где большинство школ йоги восходят к легендарному «Учителю учителей» Даттатрее, традиции Горакшанатха (натха-сампрадая), или основываются на йоге Патанджали, при этом она включает в себя, помимо, собственно, йоги, знаменитую медицину сиддхов, во многом отличную от аюрведы, и прикладную «алхимию» - расаяну.

Традиционно, выделяют три основные линии тамильских сиддхов – Кайласа, основателем которой считается легендарный Риши Агастья, Бала, основателем которой считается божество Картиккея, или Муруган, сын Шивы и Парвати, и Мула, основателем котрой является Риши Тирумулар.

Риши Тирумулар был мистиком-шиваитом, и йогином, одним из легендарных 18-и сиддхов (великих мистиков йоги), а согласано древнему трактату Перияпуранам - одним из 63-х наянаров (шиваитских учителей), основоположников учения Шайва-сиддханты.

По преданию, Тирумулар, которого изначально звали Сундаранатх, был учеником йогина-сиддха Нандинатха (Нандидевара), жившего на горе Кайлаша, среди учеников которого называют Патанджали, Дакшинамурти, Сатьямуни и других известных святых и йогинов. Согласно преданию, раз в год Тирумулар выходил из состояния медитации и произносил одно четверостишие, описывавшее его мистический опыт – всего таких четверостиший насчитывается 3000, т.е., по легенде, он находился в состоянии медитации 3000 лет.
Произведение, состоящее из этих четверостиший, называется «Мантра малаи» («Гирлянда мантр»), или «Тирумантирам» («Священные мантры»). Оно состоит из десяти книг, или «тантр», посвященных различным аспектам йогической практики:

1. Философские вопросы, мистический опыт, бренность человеческого существования, и т.д.
2. Величие Шивы, его качества;
3. Восемь разделов йоги («Аштанга йога»);
4. Мантры и мантра-йога;
5. Учение Шайва-сиддханты;
6. Шива, как Гуру;
7. Шивалингам, почитание Шивы;
8. Стадии мистического опыта;
9. Пятислоговая мантра Шивы («панчакшара»), состояние самадхи;
10. Заключение.

Существует множество мнений относительно времени жизни Тирумулара и написания Тирумантирам, Обычно считают наиболее вероятными датами 7-8й вв н.э., некоторые ученые оспаривают это, и относят Тирумантирам к периоду не ранее 12-го в., отдельные энтузиасты склонны верить преданию, согласно которому Тирумулар был современником и со-учеником Патанджали, знаменитого автора «Йога-сутр».

С точки зрения йоги, наибольший интерес, конечно, вызывает третья тантра Тирумантирам, в которой излагаются основы йоги. Йога тамильских сиддхов, согласно Тирумантирам, как и йога Патанджали, является «восьмичленной», т.е., состоящей из восьми разделов – «аштанга йога». Аштанга йога не так уж и часто встречается в йогических и тантрических текстах, гораздо чаще речь идет о т.н. «шаданга йоге», состоящей из шести разделов – в таком виде йога фигурирует в произведениях Горакшанатха, основоположника хатха-йоги, в йога-упанишадах, в тантрических текстах. Кроме Йога-сутр Патанджали, аштанга йога упоминается только в некоторых шиваистких и вайшнавских текстах, (таких, как Макута агама, Супрабхеда агама, Ахирбудхнья самхита и др.), но везде характер её описания свидетельсивует о прямом заимствовании из Йога-сутр.
Аштанга-йога Тирумулара состоит из тех же разделов, что и йога Патанджали:

552. Восемь частей Йоги: Яма, Нияма, бесчисленные Асаны,
Благоприятная Пранаяма, а также Пратьяхара,
Дхарана, Дхьяана и высшее достижение Самадхи
- эти восемь являются надежными опорами Йоги.

Но эти разделы описываются иначе, и Тирумантирам описывет множество совершено исключительных моментов, несвойственных другим разновидностям йоги. В частности, с первых же строк упоминаются такие чисто тантрические понятия, как «кундалини», «ньяса», «мудра», «кавача», и т.п., о которых ничего не упоминается в Йога-сутрах Патанджали:

550. Йога включает Кавачу, Ньясу и Мудру.
Сейчас я должен раскрыть пути Ямы и Ниямы,
Секреты Кавачи, Ньясы и Мудры,
Пути достижения Самадхи,
Как Кундалини движется вверх,
И достигает Парашакти в вершине черепа.

Описание различных разделов йоги тоже сильно отличается от аналогичных описаний в других йогических текстах. Согласно Патанджали, Яма и Нияма содержат по пять пунктов каждая - Яма: несовершение убийства (ахимса), правдивость (сатья), несовершение воровства (астейя), половое воздержание (брахмачарья) и отсутствие жадности (апариграха), Нияма: чистота (шауча), удовлетворенность (сантоша), аскетизм (тапяс), изучение религиозных книг (свадхьяя) и преданное служение Богу (атманиведана).
В Тирумантирам список требований Ямы-Ниямы значительно расширен и глубже раскрыт:

554. Пути Ямы: Он не убивает, не лжет, не ворует;
Он отмечен добродетелями, добрый, смиренный и справедливый;
Он разделяет свои радости (с другими), он не ведает позора;
Он не пьёт, не вожделеет (чужих женщин).
556. Десять добродетелей Ниямы:
Чистота, сострадание, умеренность в еде и терпение,
честность, правдивость и непоколебимость, - что он ревностно хранит.
Убийство, воровство и похоть он ненавидит.
557. Следующие десять атрибутов Ниямы:
Тапас (аскеза), медитация, безмятежность и святость, совершение подаяний,
обеты на пути Шивы и изучение Сиддханты (священных текстов),
Жертвоприношения, Шива пуджа (обряд поклонения) и чистота помыслов;
С этими десятью он в Нияме совершенствует свой Путь.

Наиболее значительные расхождения с йогой Патанджали касаются непосредственного описания практики йоги. В Йога-сутрах, как известно, асаной называется устойчивая и удобная поза (стхирасукхам), в комментариях Вьясы на Йога-сутры перечисляется десяток поз для медитации, но они не описываются, как малозначительные. Тирумантирам называет асаны «бесчисленными», при этом в разделе «об асанах» перечисляются и описываются восемь основных: падмасана, свастикасана, бхадрасана, куккутасана, симхасана, гомукхасана, вирасана и сукхасана, которые называются «древними и изумительными», но упоминается о том, что всего асан «восемьдесят и сто», т.е., всего 180.
Значительное место в Тирумантирам занимает описание пранаямы. Пранаяма описывается в Йога-сутрах так же скупо, как и другие разделы йоги, как задержка дыхания, которая может быть «внешней или внутренней», и регулируется по месту, времени и количеству выполнений. В Тирумантирам пранаяме посвящены четверостишия с 564 по 577, где подробно описывается смысл, сама практика и результат, достигаемый путем практики пранаямы:

573. Продолжительность вдоха, выдоха и задержки дыхания:
Вдох - шестнадцать матр через левую ноздрю,
Задержка - шестьдесят четыре в областии пупка,
Выдох - тридцать две через правую ноздрю,
Те, кто так контролируют дыхание, рецитруя слог «ОМ»
Воистину, видят Свет Истины.
574. Как практиковать Пранаяму:
при глубоком и равномерном вдохе
Прана заполняет десять Нади;
Выдыхай медленно,
Так, чтобы тело не шелохнулось;
Остановлено движение Праны,
И движение вниз Апаны;
Так сиди прямо, и победи Смерть.

Пратьяхара и дхарана в Тирумантирам описываются совершенно иначе, нежели в других тестах йоги, и, вместе с пранаямой, непосредственно связываются с Кундалини-йогой. Фактически, под пратьяхарой Тирумулар понимает не целенаправленное отвлечение чувств, а спонтанное состояние, возникающее в процессе контроля дыхания и сосредоточения на чакрах, в результате чего происходит пробуждение и поднятие Кундалини:

584. Кундалини йога прекращает перерождения.
На два пальца выше ануса,
На два пальца ниже полового органа
Покоится огонь Кундалини.
Если ты можешь медитировать на свет, сияющий там,
Ты будешь един с Владыкой, прекращающим все рождения.

Дхараной Тирумулар называет процесс «втягивания чувств», который во всех остальных источниках называют пратьяхарой: "прати" - "назад, против, противоположный", "ахара" - забирать, получать, возвращать", то есть, дословно: "возвращение", "забирать назад" - имеются в виду чувства (точнее, сигналы от органов восприятия - индрий).

597. Дхарана,- это «движение вспять»
Удерживать пять беспокойных чувств тела в пяти элементах.
Удерживать пять элементов во внутренних органах восприятия.
Удерживать внутренние органы восприятия в тонких ощущениях
Удерживать тонкие ощущения в Несотворенном Бытии.
Воистну, это Дхарана, шаг за шагом практикуемая.

Тирумулар уделяет особо много внимания высшим разделам йоги – дхьяне и самадхи. Дхъяна описывается, как имеющая две основные разновидности – Шакти дхьяна и Шива дхьяна. Дхьяна, фактически, являющаяся нада-йогой, в процессе которой йогин медитирует на различные звуки, что, в свою очередь, приводит к наданте, прекращению всякого звука и созерцанию Высшего Света, что происходит одновременно с поднятием Кундалини.

611. Путь вознесения в пространство проходит через медитацию
Мистическая спальня - это вечный дневной свет,
Непроницаемый для тьмы.
Это Путь, чтоб избежать погребального костра для тела.
Свет этого знания медитацией продлевается.
В пустом пространстве Свет непреходящ.
612. Совершенная медитация приводит к бессмертию
Не нарушивший правил обетов, йогин, что медитации обучен,
Направляет Кундалини сквозь позвоночный столб.
Пройдя три мандалы с равным успехом, он в этом теле живёт вечно.

Вслед за Патанджали и Вьясой, Тирумулар называет самадхи «конечной целью аштанга-йоги», итогом всех восьми разделов и поглощением восьми сиддхи. Согласно Тирумулару, самадхи наступает в результате соединения Шивы и Шакти в сахасрара-чакре, при этом достигается состояние манолайи, «растворения сознания». Тем не мнее, самадхи Тирумулара это не просто «читтавритти ниродхах», или «остановка сознания», его самадхи – это деятельное созерцание полноты Бытия в его изначальном великолепии, выход за пределы пространства и времени, единение с Богом, или Высшей Реальностью.

626. В Самадхи Единение в Боге обретается.
Он, - наш Единственный. Он, - Всевышний.
Он учил четырём Ведам. Он Свет, сияющий, как чистое золото .
Они Ему поклоняются в любви.
Они приближаются к нему, свободные от желаний.
И поднимаются на вершину Мистического Древа.
Дыхание их замерло в Самадхи, Они стали с ним Едины.

Как писал христианский мистик Григорий Палама - «Не фокус соединить душу с богом, а фокус в том, чтобы потом опустить этого бога к себе в тело и сделать божественным тело, душа и так божественна».
И, в итоге, Тирумулар завершает свою мысль – даже самадхи, на самом деле, не является конечной целью для тех, перед кем раскрылась Бесконечность:

Самадхи не существует для тех, кто идёт с Богом.
Самадхи не существует и для тех, кто стал един в Боге.

(С) Сомананданатха

aiM hrIM shrIM aiM klIM sauH Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.13 08:52. Заголовок: Здравствуйте! Скажит..


Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, есть ли русский перевод ещё каких-нибудь Тантр Тирумантирама кроме 1 и 3?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет