On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 37
Зарегистрирован: 23.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.10 13:10. Заголовок: Сила жеста индийского танца


"Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формуле жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

Божественные акты творения и славные деяния богов разыгрывались ведическими жрецами, принимавшими на себя роль богов, чтобы повторить на земле события, свершившиеся на небесах[1].

Индуистское мышление воспринимает Вселенную в виде многолепесткового Лотоса (Утпалла-падма), в центре каждого лепестка сидит божество. Говорится, что «Господь создал перед собой лотос; затем он сел на него и погрузился в размышления по поводу первоосновы». Богиня Лакшми воспевается в Ведах как «лотосорожденная» (падма-самбхава), «лотосоокая» (падмакши), «украшенная гирляндами из лотосов» (падма-малини), «та, которой мил лотос» (падма прийя). Лотос является также символом Богини Земли (Бху-деви).

Змея (Сарпа) символизирует космос, а также вечность. В древнем мифе рассказывается, что «Господь Ниранджана снял с себя свою священную золотую нить, разорвал ее и превратил в воды; и возник оттуда змей с тысячей голов. Ниранджана дал ему имя Васуки и предназначил ему нести на себе тяжесть всех трех миров». Отдыхающий Вишну спит на ложе из колец змея (Васуки), плавая в бескрайнем космическом океане. Океан также имеет мистический смысл, означая состояние ума.

Бессмертный лебедь (Хамса) – это символ божественной природы Господа Брахмы и «пяти священных жизненно важных центров в человеке».

Морская раковина (шанкха) считается обителью Нада Брахмы, предшествующего всему первозвука ОМ, первой манифестации Божественной Энергии в Космосе. В раковину трубят особым образом на всех храмовых церемониях.

Свастика – это священный круг удачи. В танце перекрещивающиеся конечности или кисти рук в области запястий называются свастика.

Согласно священным трактатам, каждое божество наделено своим особым атрибутом или оружием: Брахма – лотосом, Индра – молнией, Шива – лингамом (фаллическим столбом), быком или трезубцем, Шри Рама – луком и т.д. Изображение этих символов при помощи рук (мудра[2]) во время поклонения божествам призвано снискать особую милость и крайнее удовольствие последних.

Индуисты назвали формализованный и систематизированный язык жестов «божественно выразительным» при передаче состояний духа и соответствующих им богов. Некоторые из этих жестов, помимо их религиозной значимости и символизма, великолепно передают поистине нечеловеческие грациозность и нежность. Такие движения рук и «игра пальцев» получили от мудреца Сукхачарьи характерное название «дивья-крийя», или божественное действо, что принципиально отличает их от движений и жестов обыкновенных человеческих существ[3]. Танец индуизма, созданный богами – это мимика божественных деяний, где человеческое искусство является отражением внутренней божественности. Самовыражение, окрашенное индивидуальными импульсами и причудами, не имеет места в индуистском танце, искусство понимается как сознательная дисциплина ума и тела.

Жест – это душа индуистского танца – первое выражение идеи; а глаз – это показатель господствующего настроения, отраженного в выражении лица и ритмичных движениях тела. Экспрессивные жесты «раскрывают ритм духа в движениях живых существ».

«Куда движется рука, туда же следует и взгляд; куда следует взгляд, туда движется ум; куда движется ум, туда стремится настроение (бхава); а куда следует настроение, там возникает окраска (раса)».[4]

«Мастера должны использовать жесты рук в соответствии с общепринятой практикой» - говорит Бхарата, - «и в этом смысле они должны следить за движением, объектами, сферой, количеством, уместностью и способом».[5]

Кисть руки – это центр выразительности жеста в индуистском танце. Показ ладони с различными положениями пальцев – это характеристика. Запястье – осевой центр для всех движений рук в любом направлении.

Согласно Натья Шастре, язык жестов основывается на 24 жестах, называемых Хаста (рука); а в соответствии с Абхинайя Дарпана, их общее число – 28. Жесты одной руки называются Асамьюта, а жесты двух рук – Самьюта. Каждый жест описан в текстах на санскрите, где даны названия каждого пальца и части руки, и указано, как пальцы должны распрямляться, раздвигаться, или сгибаться, чтобы получить нужное положение руки.


Движения рук - Хаста прана


Хаста прана, «жизнь рук» - это те движения рук и пальцев, которые «дают жизнь», или наделяют смыслом жесты; например, шевелящиеся пальцы показывают свет луны, любовную страсть, искры; покачивание рукой со сгибанием запястья – это ухо слона, полет птицы, река, окрик «с дороги!». Волнообразные колебания руки движением запястий – это волны, рыба; разжимание рук – давать, подношение цветов, цветение, цветочные стрелы Бога Любви; разжимание пальцев – разговор, эмфазис; встряхивание руками – полет пчелы, гнев, сияние, молния, развевающиеся волосы; круговое движение руки относительно запястья – лоза, обнаженное оружие, мир.

Словарь жестов индуистского танца обогатился благодаря знаниям и практике бесчисленных поколений, сохранивших это искусство вплоть до сегодняшнего дня.

_______________________
[1] «Ведическое Жертвоприношение было по сути мимезисом, поэтому мы находим… в Каушитаки Брахмана XVII, 6, что жрецы-жертвователи названы «танцующими» (нинараянти)». Зеркало Жеста.

[2] Мудра – от «муд» - ниспослание благодати на молящегося.

[3] Ганголи О.С. Бронза Южной Индии. 1916.

[4] Абхинайя Дарпана (см. Приложение «Тексты о танце на санскрите»).

[5] Натья Шастра"



В этом тексте упомянуты самые используемые в танце хасты. Они используются как в нритте (техническом танце) так и нритье (пантомиме).
Вот и получается, что помимо первостепенного рассказа о деяниях или красоте какого-то бога в нритье, что должно порадовать и умилостивить этого бога, каскадом быстро сменяющихся жестов танцовщица еще и благословляет расику (зрителя).



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


администратор




Сообщение: 194
Зарегистрирован: 15.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.10 18:16. Заголовок: Спасибо :sm12: . Оч..


Спасибо .
Очень интересно. А откуда этот текст?
Квинтэссенцией всего текста мне видится фраза из Абхиная Дарпаны:

 цитата:
«Куда движется рука, туда же следует и взгляд; куда следует взгляд, туда движется ум; куда движется ум, туда стремится настроение (бхава); а куда следует настроение, там возникает окраска (раса)»


А повеселил вот этот момент:

 цитата:

Согласно священным трактатам, каждое божество наделено своим особым атрибутом или оружием: Брахма – лотосом, Индра – молнией, Шива – лингамом (фаллическим столбом), быком или трезубцем, Шри Рама – луком и т.д.



А какое значение в танцах уделяется хастам сейчас?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 39
Зарегистрирован: 23.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.10 23:05. Заголовок: Это глава из книги &..


Это глава из книги "Диалект танца Индии" (автора не знаю)

Да-да, это самая любимая танцовщицами цитата, ее правда затерли и запереводили уже :)
Но т.к. перевода АД даже на английский нет (адекватного) пользуются фразами


 цитата:
А какое значение в танцах уделяется хастам сейчас?



Это, можно сказать, визитная карточка Индийских танцев, так что им уделяют много внимания. Тем более, что для нас очень непривычно что-то делать руками. Индусам в этом отношении намного проще

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 208
Зарегистрирован: 15.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 13:20. Заголовок: А что означает орнам..


А что означает орнамент на руках танцовщиц? Изменяется ли он от танца к танцу?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 46
Зарегистрирован: 23.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 22:08. Заголовок: Как нам обьясняют - ..


Как нам обьясняют - хна наносится на руки в основном для привлечения внимания, т.к. именно рукам мы "говорим" и их должно быть видно издалека. Обязательно рисовать круги с обеих сторон руки (ладонь и тыльная строна) и на ногах - это энергетические центры. Узоры вокруг могут быть любие, исходя из вкуса танцовщицы :) Как на руках, так и на ногах. Ну и ко всему, красная хна слегка охлаждает руки, лучше чувствуются пальцы.
В сеерных стилях танцев иногда рисуют на руках обычной, коричневой хной.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет