Отправлено: 14.07.07 15:03. Заголовок: Четыре уровня практики в Шри Видье
Шри Видья - необьятная традиция. Считается, что в ней более 640 миллионов мантр, тысячи янтр и мандал, сотни образов божеств. Но все ее практики можно условно соотнести всего с четырьмя уровнями.
Первый уровень - самый "низкий" и "грубый" - заключается во "внешнем поклонении" - используются "пратима" - человекообразные формы божеств (мурти, виграха), либо нарисованные, либо вырезанные из камня, дерева, отлитые из металла и т.п. Эти образы используются, как символы, на которых сосредотачиваются во время практики. В зависимости от характеристик образа (аспекта, атрибутов, и т.д.), отождествляясь с образом, садхака добивается "переноса" качеств образа на самого себя - для этого он прибегает к различным формам почитания и поклонения, используя соответсвующие мантры и тексты (стотры, кавачи и т.п.), делая подношения (от пяти до 64-х и более). Могут использоваться подходящие ведические тексты - такие, как сукты - напр. Пуруша сукта, Деви сукта, Дурга сукта и др. Такая форма практики называется "бахиръяга".
Вторая форма упасаны, более высокая, заключается в использовании янтр - мистических диаграмм, и соответствующих мантр и мудр. Божества, фактически, те же, что и на первой стадии, элементы поклонения - тоже, но более высокий уровень абстрагирования и сложный тантрический символизм, доступный только посвященным, требует более интенсивной работы сознания, и акцент смещается с внешних действий на внутреннее осознавание, что приводит садхаку к более тонким и высоким состояниям сознания. Такая форма йоги называется "бахьяантаръяга".
Следующий уровень - "визитная карточка" Шри Видьи, ее уникальная йога, заключающаяся в различных методах работы со звуком и светом (нада-йога, лайя-йога). Различные звуки здесь рассматриваются, как проявления единого Шабда Брахмана, священной Уддгиты, слога ОМ, в котором они все растворяются до полного соединения с этим первозвуком. Существует множество мантр, медитаций, визализаций и др. инструментов, которые являются элементами этой садханы, которую называют "антаръяга".
Методы следующей, четвертой, "высшей" ступени доступны только самым компетентным и "продвинутым" практикам, и держатся в особой тайне - они не обсуждаются, и даже редко упоминаются. Считается, что они приводят к высшему состоянию сознания и полному тождеству с самой Шри Видьей, трансцендентным Знанием.
Извините, я не совсем поняла отличия 4х уровней в Шри Видье от анава, шакта, шамбхава и анупая Трики. Или именно методология и объединяет школы тантры?
И если можно, вы не могли бы раскрыть логику связей традиций: Кула - Каула Трика - Пратьябхиджня Спанда - Крама .....и отношения Шри Видьи к ним. Большое спасибо
Отличия есть То, что в Трике называется "анавопайя" охватывает превый уровень ШВ, и, частично, второй. Высшие разделы второго и третий уровень ШВ, фактически, соответствуют "шактопайе", а четвертый условно можно соотнести с "шамбхавопайей", хотя в нем будут присутствовать и элементы "шактопайи". Отношение Шри Видьи к Трике простое - Трика - квинтэссенция КШ. Шри Крама, фактически, соответсвует Краме КШ и Трика Йоге, а Каула - она везде Каула:)
Отправлено: 09.05.08 01:20. Заголовок: Здравствуйте. А рас..
Здравствуйте. А расскажите, пожалуйста, подробней о третьем уровне в Шри Видье – методы работы со звуком и светом. Что это за методы? Вы пишете, что это «визитная карточка» и уникальная йога Шри Видьи. Значит ли это, что такие методики больше нигде не используются? Чем отличается работа со звуком на этой ступени от предыдущей, ведь в обоих используются мантры. А работа с янтрой разве не включает в себя работу со светом, если, конечно, янтра в цвете.:-) Большое спасибо.
Отправлено: 09.05.08 10:26. Заголовок: Конечно же, не толь..
Конечно же, не только в Шри Видье есть методы работы со светом и звуком - Нада-йога, Лайя-йога и др. - эти методы характерны для всей Тантры. Однако, именно в Шри Видье эти методы, что называется, "доведены до совершенства". На аналогичном уровне, наверное, работа со светом и звуком в КШ, но большинство аналогичных техник КШ сейчас вышли из употребления, либо недоступны. Так, или иначе, основа этих техник - теория Спанды. Разница между вторым и тетьим уровнем, прежде всего, в том, что, если на втором больше использется эмоциональная и смысловая нагрузка мантр, то на третьем больше работают с вибрацией, как таковой. То же касается и работы с янтрами - на втором уровне янтра рассматривается, скорее, как "карта местности", "бхумика", поле, где размещаются божества для медитации, соответственно их аспектам и атрибутам. На третьем уровне больше имеет значение архетипический смысл янтры, а не символический, т.е., уровень "погружения внутрь" становится более глубоким, и работают более сложные и отвлеченные ассоциации.
Отправлено: 15.05.08 10:17. Заголовок: Да, речь идет о фен..
Да, речь идет о феномене наблюдения цветов и звуков в процессе дхъяны. Этот феномен известен не только Шри Видье, аналогичные явления и техники существуют в Трике, Сиддха-йоге Муктананды, и даже в суфизме и мистическом христианстве, тем не менее, только в Шри Видье это развернулось в исчерпывающую методику - в других традициях ограничиваются пассивным созерцанием.
Отправлено: 25.05.08 18:18. Заголовок: Самый простой спосо..
Самый простой способ работы с "внутренним светом" - это шамбхави мудра с антар дришти, т.е., концентрация на межбровье с закрытыми глазами, до спонтанного созерцания световых и цветовых "пятен", которые, через какое-то время, утрачивают форму и какие-либо очертания, после чего можно наблюдать феномен окрашивания всего "внутреннего пространства" в различные цвета и свет различной яркости. Неплохое описание этой практики для начинающих есть у Сатьянанды Сарасвати: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/sarasvati1/8.shtml Можно последовательно практиковать все, что есть на указанной странице, это будет хорошая подготовительная практика к более серьезным и "эзотерическим" вещам.
хм... интересное определение уровней практики А можно ну хотя бы так, в общих чертах что-ль, рассказать что такие за практики на четвертом уровне? В кашмирском шиваизме есть "нирупайя", это что-то подобное?
Отправлено: 18.03.09 12:19. Заголовок: Нирупайя, или анупа..
Нирупайя, или анупайя, это, скорее, отсутствие практики:)
Анупайя предполагает спонтанное, необусловленное достижение недвойственности, тождественной Бхайрава-ямале, т.е., слиянию Бхайравы и Бхайрави воедино, это соответствует уровню Самарасьи – и окончательной реализации. Необусловленность реализации подразумевает отсутствие метода, как такового, и даже отсутствие любого сознательного усилия (даже мотива!) – все должно происодить спонтанно (махасахаса вриттьям сварупа лабхах – воздействием Высшей Силы обретается Сущностная Форма). Это можно выразить словами Шанкары – «Шиво-хам, Шиво-хам, Шива сварупо-хам…»
Практики "четвертого уровня" соответствуют Каулачаре, и это, все-таки, практики, т.е., их можно практиковать
Спасибо, Сомананда джи! Я вот как понял: третья стадия - это что-то на вроде созерцательной йогической садханы - то есть не гимнастической, а четвертая стадия - это связанные с панчамакарами пуджи, которые закрыты от неподготовленных садхаков. Так правильно будет? Кстати тут, мой гуру рассказывал, что в традиции Агхоры их семь.
Вы там еще упомянули на третьем уровне шамбхави-мудру, я чессно сказать далек от всякого рода физрушной хатха-йоги, на мой взгляд - она просто выродившаяся форма сути тантрических садхан. Читал во многих йогических текстах описание шамбхави-мудры - как сведение глаз в межбровье. Но вот кое-где встречается информация и поинтереснее, например, что закрытые глаза - это "амавасья", полуприкрытые - это "пратипад", открытые - это "пурнима". Вот что это значит, не разберусь... Может Вы знаете?
Отправлено: 22.03.09 21:20. Заголовок: вопрос, конечно, не ..
вопрос, конечно, не ко мне адресован, но спрошу - а что Вы видите необычного в применении фаз луны для описания? только по Вашему описанию я бы скорее аштами указал, а не пратипад:-)
Джая Маа! Расскажите, пожалуйста, подробно про Нада и Лайя йогу. В интернете есть сайты общин Лайя-йоги , но у меня, в силу отзывов людей, побывавших в них, есть сомнения насчет аутентичности изложенной в них информации. Какова цель этих практик? Лайя йога работает с визуализацией? Здесь также говорилось выше про непосредственный путь Шамбхавы упаи, что чем-то напоминает Дзогчен,. Следовательно, можно ожидать, что в Шри Видья д.б. практики достижения "тела света", так ли это?
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет