On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Администратор




Сообщение: 304
Зарегистрирован: 12.05.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.08 12:11. Заголовок: Буддизм и Гнозис


Е.Коузе

Буддизм и Гнозис


... Назовем (тридцать - А.М.) основных сходств между гностицизмом и буддизмом Махаяны:

1) Спасение исходит от гнозиса, или джняны, и ничто помимо него не может привести к спасению. Оба слова происходят от одного и того же индоевропейского корня "гн". К тому же буддизм учит, что "незнание" (авидья) - корень всякого зла и стартовая точка появления причинно-следственных связей, с чем согласны - хотя, возможно, и не все - гностики. Гностическое знание исходит от откровения, хотя каждый может постичь его на собственном опыте.

2) В обеих системах мысли существуют три критерия духовных заслуг:
а) очень резкое разделение на избранных и толпу;
б) существует качественное различие между высочайшими стадиями духовно просветленного и обычного человечества (по части его бессмертия и богоподобия);
в) Реинтеграции в Плерому (достижения Нирваны) достойны лишь духовные люди (архаты или боддхисаттвы).

3) Важна та критическая роль, которую в обеих системах играет мудрость. При этом мудрость рассматривается с трех позиций:
а) как вид архетипа;
б) в ее космологической ипостаси (в буддизме это Праджня, в т.ч. в ее обесцененной, или падшей форме, если таковая предполагалась). При этом она ничего не смогла бы сделать в плане сотворения мира, если бы всецело подлежала ликвидации вместе с ним (будучи членом гностической Плеромы, она и не подлежит ликвидации - А.М.); в Хеваджра-тантра сказано, что "Праджня названа Матерью, ибо она порождает мир");
в) как женское божество (в Махаяне есть много женских божеств, в числе которых Праджняпарамита - вообще, как Махаяна, так и гностицизм космологически скорее матриархальны, нежели патриархальны).

4) И Махаяна, и гностики равнодушны к историческим фактам и стремятся заменить их мифами. Это делается как минимум двумя способами:
а) докетическим истолкованием жизни Основателя религии - Будда махаянистов также был физически иллюзорен;
б) письменная традиция обеих систем апеллирует к событиям в никому не известных местах и часто происходящих "в начале времен" (Pistis Sophia, Kephalaya, Corpus Hermeticum, говорящие сначала о Спасителе - с одной стороны, и Guhyasamaya - с другой, сначала говорящая о Будде Ваджрадхаре и Боддхисаттве Ваджрапани, и только затем о ряде исторических личностей).

5) В обеих системах прослеживается четкая тенденция к антиномичному философствованию.

6) В отличие от теистических религий, и Махаяна, и Гнозис отличают чистую и статичную Божественность (в Дигха-Никайе I,18 сказано, что "в народной вере Он - Победитель, Непобежденный, Всевидящий Господь-Смотритель") от активного Бога-творца, помещенного на более низкий уровень бытия. Так, буддисты говорят об Абсолюте = Нирване, Будде, Области Дхармы, Suchness, и т.п. Демиург же может быть и Сатаной христиан, и демоном Марой буддистов.

7) Обе системы претендовали на элитарность и избегали массового распространения.

8) Наконец, хотя и не в последнюю очередь, следует отметить, что обе системы пользовались метафизикой (причем монистической в том смысле, что она предписывала умственное, эмоциональное и волевое отвращение от множества вещей и в той или иной степени отстаивала воссоединение с Единым, возвышающимся над миром множественности).

9) В обеих системах есть змеи (Офис гностиков и Нагас буддистов - А.М.), связанные с Мудростью.

10) В обеих системах есть высшая астрология, доныне широко распространенная в буддийских странах (см. Pistis Sophia и Книги Иеу гностиков и Калачакра-тантру буддистов - А.М.).

11) Обе системы используют силу тайных формул, мантр или слогов.

12) Обе системы ставят особый акцент на Свете (у греков это Фос, у индусов - Алока, т.е. не-земля).

13) Обе системы тяготеют к синкретизму.

14) Совершенные обеих систем являют миру высшую степень духовности, демонстрируя свои Сверхъестественные Силы.

15) Более философичные авторы и тексты Праджняпарамиты (особенно Праджняпарамита сутра - А.М.) являют нам множество словесных concidences; здесь София гностиков - ойкия мудрых, Праджняпарамита - их вихара, т.е. жилище (Сокровище Света у гностиков - А.М.), греч. Фосфорос (Несущий Свет) соотносим с санскр. Алокакари, греч. Ахрантос - с санскр. Анупалипта (Непорочный) и т.п.

16) Существует некая связь между Духом Обманным гностиков (см. Pistis Sophia - А.М.) и Пративарника Праджняпарамита или Иллюзорной Дхармой китайской буддийской традиции.

17) Фигура Ямы, бога смерти, вообще кажется срисованной у гностиков.

18) Для гностиков всегда были очень важны Печати; им аналогичны Мудра позднего буддизма.

19) Целый ряд небольших сект являют пример преданности отдельным личностям, радикально порывая тем самым с "корневой традицией", например, Каину (гностики-каиниты, описанные ересиологами - А.М.) и Девадатте буддистов.

20) Формула "Да будет так, ибо это так" очень напоминает санскритскую evam sati idam hoti.

21) Обе системы являют нам привязанность к сексуальной образности.

22) Спасение в обеих системах уподоблено "пробуждению" и впоследствии видна тенденция рассматривать сей мир "как он есть" как сон, как нечто полностью несубстанциальное, как "ничто".

23) В обеих системах сексуальная связь и грубая пища играют решающую роль в постепенной деградации человечества.

24) Философумены Ипполита обращаются к "бактрийской" гностической доктрине, согласно которой Сын Божий поначалу родился не в Вифлееме, но воплощался на земле прежде и будет воплощаться снова. (Это близко к буддийской концепции реинкарнаций вообще и "множества Будд" в частности, последний из которых, Майтрейя, "еще грядет" - А.М.)

25) Существует ряд сходных черт между манихейским Посланником и Боддхисаттвой Махаяны.

26) Манихейские размышления об омерзительности тела напоминают нечто похожее из буддийских медитаций на асубха.

27) Акценты в буддизме и манихействе ставятся на покое, личной святости и не причинении вреда живому (ахимса буддистов).

28) Ганс Йонас пишет о гностических Избранных, что они "должны вести монашескую, вполне аскетичную жизнь, возможно, по образцу буддийского монашества". (Христианское монашество тогда еще не возникло - А.М.)

29) Небесные Пентады манихеев и некоторых гностиков очень похожи по описаниям на те же Пентады Ваджраяны (см. Hoffman. "Religions of Tibet", 1956).

30) Троичное Тело Будды сопоставимо с Тройным Иисусом манихеев. Эти три формы Иисуса таковы: i) трансцендентальная (дхармакайя буддистов), ii) историческая (нирманакайя), iii) "Иисус претерпевший" (самбхогакайя).

--------------------------
* Под "гнозисом" здесь понимается и собственно гностицизм 1-4 вв., и манихейство, и герметизм толка Corpus Hermeticum. В то же время совершенно очевидно, что главным связующим звеном между гностицизмом в относительно узком смысле и буддизмом является их вера в то, что жизнь в материальном мире изначально есть зло и страдание. Надо сказать, что исследование, предпринятое автором статьи, до сих пор уникально - ассоциации гностицизма с по-настоящему восточными религиями до сих пор никто, кроме Е.П. Блаватской, не предпринимал. Но и она в свое время ограничилась ассоциациями с индуистским эзотеризмом, почти не пойдя "дальше на Восток", к буддистам Большой Колесницы, или Махаяны. - А.М.

Краткий перевод с английского тезисов данной статьи выполнил Алексей Мома по изданию: "Le Origini dello Gnostiсismo. Colloquio i Messina, 13-18 apr., 1966". Leiden, E.J. Brill, 1967. Стр. 651-667.

In unum cogere Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет