Унаследованный японцами через Китай и Тибет огненный ведический ритуал хома (агнихотра) в Японии стал называться гома. В линии Тюинь Рю ветви Коясан школы Сингон есть четыре основные типа гомы и один дополнительный.
Соку саи гома (санскр. shAntika), служащая для умиротворения. В дополнения к внешнему назначению у каждой гомы есть свое внутреннее эзотерическое - так называемая внутренняя гома (происходящая в единении между практикующим, огнем и аспектом божества). Этим значением для соку саи гомы является устранение волнений, колебаний ума и возвращение к состоянию Боддхи.
Производится на круглом алтаре, в направлении на север, в 2 часа пополудни и в одеждах белого цвета
Зо яку гома (санскр. pauShTika) служит для привлечения процветания и благосостояния, которое должно вести к спокойствию и счастью. Это обычно сконфуживает западных исследователей, которые привыкли в русле привычных норм считать благосостояние исключительно мирским и противоречащим духовному развитию. Школа Сингон не видит никакого противоречия в этом, а только лишь помощь практике...
Эзотерическое значение этой гомы - прибавление к чистому Боддхи таких качеств как мудрость и удачливость.
Производится на квадратном алтаре, в направлении на запад, на закате и в желтых одеждах.
Го буку гома, также известная как дзо буку и сяку буку (санскр. AbhicAruka) служит для победы над врагами - как над демонами так и над людьми. Внутренний смысл этой гомы в устранении всех загрязнений ума...
В 1581 году монахи Коясан проводили эту гому несколько раз в то время, когда монастырю угрожал Ода Нобунага. В 1582 году Нобунага скончался и монастырь избежал угрозы разрушения подобного тому, которое постигло тендайский монастырь Энрякудзи на горе Хиэй (еще напишу о нашем паломничестве туда во время нашей прошлой поездки)
Призводится на треугольном алтаре, в направлении на юг, в 10 утра или в полдень, в черном одеянии.
Кеи аи гома (санскр. vashIkarana) служит для установления эмоциональной и психической связи между практиком и желаемым объектом с подчинением его. тайный внутренний смысл этой гомы объясняется как устранение невежества ума.
Производится на алтаре в форме лотоса, в направлении на запад, ночью и в красных одеждах.
Что же касается дополнительного типа, то это коо сёё гома (санскр. a~Nkusha) которая служит для покорения и завоевания. Она позволяет получать все желаемое. А внутреннее ее значение - привести всех живых существ к состоянию буддовости.
Производится на алтаре в форме ваджры, во всех возможных направлениях, в любое время и в любом одеянии.
По материалам книги Richard karl Payne "The tantric ritual of Japan. Feeding the gods: the Shingon ritual"
данная видеозапись гомы приведена для примера и не отражает особеностей перечисленных видов
http://www.youtube.com/watch?v=GVSdOySrDGI