|
| |
Сообщение: 188
Зарегистрирован: 12.05.07
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 11.08.07 01:53. Заголовок: Религия езидов
Из-за гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, создателем которого считается суфийским шейхом Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162; по другой версии, оно было лишь сформулировано им), окончательно сложилось к 14-15 вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. Ненависть к езидам выражалась в прошлом в многочисленых погромах, увенчавшихся геноцидом 1915—1918 гг. в Турции. Шейх Ади был правоверный мусульманин и почитался местным мусульманским населением; к тому же и езидская традиция признает, что шейх родился в Ливане, то есть не был курдом и вообще иранцем по происхождению и следовательно не мог быть связан с иранской доисламской традицией. Мусульманские и христианские критики езидов сближали почитаемого езидами верховного ангела Малак Тавуса (Ангела Павлина) с Иблисом или Дьяволом, почему езидов ошибочно считали дьяволопоклонниками. В действительности езиды признают единого Бога-Творца, но в центре их культа стоит триада божеств: • Верховный ангел Малак Тавус (Мелик-Тавус (Царь-Павлин), Малаки-Таус, Эзазил или Азазель), изображаемый в образе павлина. Имя Тавуси - буквально значит: Тав – Cолнце, У–и, Си–тень, Малак-Архангел • Божество Солнца Езид, от имени которого, видимо, образовано самоназвание езидов • Божествленный пророк шейх Ади. Обыкновенно считается, что шейх Ади поселился в заброшенном христианском монастыре Лалеш и создал учение, из которого, при смешении его с доисламскими верованиями, возник нынешний езидизм. Согласно езидской же традиции, до прихода шейха Ади на территорию Курдистана езиды существовали, но езидеское племена не имели единой власти и института шейхов, а руководителями были Пиры. Шейх Ади, как повествует один из религиозных гимнов, вернулся на родину (Лалеш) просветлённым от бога и собрал воедино все езидские племена. С помощью шейха Ади езиды смогли вернуть древний храм езидов — Лалеш. Шейх восстановил единую централизованную власть которая строго действует и распространяется на езидов по всему миру. Тавуси-Мелек входит также в семерку созданных Богом «ангелов-божеств» (хар хафт мере диване), куда также входят Эзраил, Джибраил (Гавриил), Михаил, Дирдаил, Симкаил и Эсрафил (Рафаил), активно участвующие в мировых делах. Тавуси-Мелека считают падшим ангелом и отождествляют с Сатаной-Шайтаном христиан и мусульман, отчего у окружеющих народов возникло представление о езидах как о «дьяволопоклонниках». С Тависи-Малаком связанны много историй и легенд дошедших до нас в устной форме. В одной из легенд говорится что Тавуси Малак отказался подчинятся человеку, за что Господь наказал Тамуси Малака изгнав его из рая и назначил его править адом. Тавуси Малак томился в одиночестве семь тысяч (7 000) лет, и в течение этих семи тысяч лет Твуси Малак своими слезами затопил ад. Господь простил Тавуси Малака и возвысил его на небо. Однако езиды верят, что в конце времен Бог помирится с павшим ангелом. Поэтому религия езидов строжайше запрещет проклинать Сатану; этим езиды и навлекали на себя ненависть окружающих народов, при том что сами езиды традиционно лояльны ко всем религиям. Езиды верят в переселение душ. В их космогонии большую роль играют солнце и четыре стихии — земля, вода, воздух и огонь, который под влиянием зороастризма считается самой священной стихией. Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше. За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки). Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит миру (мир-шейхану, с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри к югу от Лалеша. Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Кроме него богослужение проводят в домах шейхов и пиров. • Пир (старец) — в езидской теологии приобрел широкий смысл — дух, мастер, покровитель. В обычном понимании — священнослужитель, особое духовное сословие. • Шейх • Мрид (ученик, послушник, мирянин) — название одной из трёх каст езидской общины. В свою очередь, каждый шейх и пир тоже является муридом по отношению к своим шейху и пиру. Основные публичные религиозные праздники — начинающиеся с трехдневного поста рождество Езида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня; из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск). Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше. Периодически кавалы носят их с процессиями по езидским селениям, собирая пожертвования. Религиозные запреты: пищевые (рыба, мясо петуха, газели, тыква, капуста, салат), бытовые (на одежду синего цвета, считающуюся траурной; на мытьё в бане из боязни осквернения воды; на произнесение слова «шайтан» и близких к нему по звучанию слов и т. п.) — ныне соблюдаются редко. Исходя из теологии религии эзидов, увидеть Верховную личность Бога, никак невозможно в этом теле, так как это тело несовершенно. Правоверный Езид, поклоняется во время молитвы источнику света, силам света, но не источнику тьмы, ибо поклоняясь злу – это путь деградации души. За то, что Езиды вовсе не ведут беседы о злом духе, и уходят с того места, где его ругают, некоторые исследователи причислили их к его поклонникам. Духовенство Езидов объясняет это так: ”Если вы беседуете о Боге и Его светлых слугах, то эта медитация вызывает – положительную энергетику. Но в случае, когда вы говорите о злом духе, то он также будет присутствовать своей отрицательной энергией, тем более ругать его не надо ибо последует за это реакция. А потому избегайте те места, где ведутся беседы о злом духе.” Езидам также запрещено употреблять в слух имя, названия злого духа под разными именами-са..на, чё.т, ша..ан, дья..л (По материалам Википедии)
|