Отправлено: 07.09.10 19:48. Заголовок: Бхагавад-Гита, как её нет :)
Здесь предполагается обсудить некоторые варианты применения тантрической экзегезы к вайшнавским Шастрам. Известно, что какое-то время "полная гегемония" на толкование этих текстов безраздельно была за Шрилой Прабхупадой и его последователями. После того, как "преданные", что называется, дорвались до реальной Индии, и обнаружили даже в пределах Гаудия сампрадайи целую кучу различных матхов, кастовых "госвами", а кроме этого - еще Пушти марг, сахаджиев, Рамануджа и Шри сампрадайю - у здравомыслящих людей вера в непогрешимость сектантских ценностей сильно поколебалась. В любом случае, традиционный плюрализм Сатья Санатана Дхармы предполагает право каждой школы иметь свои трактовки общедоступных текстов. Попробуем и мы
Это известнейшая шлока из Бхагавад-Гиты, в которой говорится: "Оставь все дхармы, Мне одному предайся, Я освобожу тебя от всех твоих прегрешений - не печалься!"
Это перекликается с более ранней шлокой оттуда же:
"Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни жертвовал, что бы ты ни отдавал, Какую бы аскезу ты ни совершал, о сын Кунти - делай это, как подношение Мне"
Гаудия-вайшнавы трактуют это весьма прямолинейно:
"Человек не имеющий связи с Господом, подвержен закону кармы, закону причин и следствий. Он вынужден пожинать плоды своей деятельности. Если же деятельность должным образом предлагается Господу, тогда деятель не ответственен за свою карму, и не обязан получать плоды, поэтому, освобожденный от всякой кармы, он больше не рождается вновь. Поэтому садхана - это деятельность без привязанности к результату, когда все плоды предлагаются Господу."
ИСККОНовские "кришнаиты" трактуют еще проще:
"Здесь Кришна говорит, что если кто-то примет Его покровительство, став шаранагатой, тогда он будет защищён от всех карма-пхала, последствий его поступков. Таким образом, предание Кришне снимает груз забот об ответственности за свои поступки в прошлом."
А как бы трактовали это вы, с точки зрения Каула Дхармы и Шри Видьи?
Отправлено: 08.09.10 00:57. Заголовок: С точки зрения Каула..
С точки зрения Каула Дхармы предавшийся Господу действительно освобождается от кармы, но вопрос каул - это вопрос "почему". Почему предавшийся Господу освобождается от груза ответственности за свои действия в прошлом? Попробуем ответить. Человек, который все свои действия и мысли предлагает Богу, постепенно (или сразу) отдавая всего себя, все свои ограниченные качества заменяет на качества того, кому поклоняется. А как же иначе? Самое большее, что может сделать ограниченное существо - это предложить всего себя Возлюбленному Богу, и тогда, когда Господь примет твою жертву, ты станешь всецело заполнен Им. Ограниченное существо исчезнет, останется только Бог. Ну а для Бога нет никакой кармы, разве что ему самому захочется себя как-то ограничить.
"Все жертвенные возлияния - не что иное, как поток Сознания" - Абхинавагупта, Гитартхасамграха.
Кто и кому предается, с точки зрения недвойственных Учений? Кто - жертвователь, и кто - Божество? Кто деятель? Что пища, и кто поедатель пищи? Что есть прегрешение - и что добродетель?
Отправлено: 08.09.10 01:39. Заголовок: Ок. Медитация может..
Ок. Медитация может иметь более глубокий и тотальный характер. Объект действия, деятель и само действие суть одно. "Не будучи богом, невозможно поклоняться богу" (с). Потому что во Вселенной вообще ничего нет кроме Бога. Если совершать поклонение помня об этом, жертвователь и Божество сливаются воедино. Ну а с точки зрения Бога все действия - поток, который движется в обе стороны одновременно. Так лучше?
Отправлено: 08.09.10 23:17. Заголовок: В СНГ "так сложи..
В СНГ "так сложилось исторически", что знакомство широких народных масс с Бхагавад-Гитой состоялось именно в версии "Бхагавад-Гита, как она есть" Шрилы Прабхупады и с его же комментариями. Надо ли говорить, что и качество перевода, и уровень комментирования оставляли, мягко говоря, желать лучшего? Да и следующая версия в редакции Шри Чайтанья Сарасват матха (Шридхара Махараджа) тоже многими воспринималсь, как "сектантская литература" - через призму все тех же "преданных" в оранжевых одеяниях, торгующих томами Гиты в переходах.
При этом и сама идея, и история экзегезы Гиты весьма далека от сектантского "кришнаизма". Гита, наравне с Веданта-сутрами и Упанишадами, является одной из основных шастр Адвайты (праштхана-трая) - и самые авторитетные комментарии Гиты относятся именно к этому направлению. Из самых знаменитых комментариев на Гиту русле Адвайты стоит упомянуть комментарии Шанакрачарьи, Абхинавагупты, Вивекананды.
История о том, как Бхагавад-Гита стала "библией кришнаизма" тоже весьма интересна - "но это уже совсем другая история" (С)
Отправлено: 14.09.10 01:30. Заголовок: Все прозрачно :sm67..
Все прозрачно
Первый "вайшнавский" комментарий был написан Рамануджей (вишишта-адвайта) еще в 11-м веке. Рамануджа первым начал "напирать" на бхакти, как лучший путь к мокше. Вайшнавские учителя-основатели других сампрадай тоже "отметились" - Нимбарка (12-й век?), Валлабха (16-й век).
Фактический "основоположник кришнаизма" Мадхва написал в 13-м веке свой комментарий, где утверждал, подобно христианам, "пропасть между Творцом и творением" - в данном случае, между Кришной, как божеством, и всеим остальными душами. После этого забывать о том, что Гита ближе всего к недвойственной йоге Упанишад, стало среди вайшнавов "хорошим тоном".
А в чайтанья-вайшнавизме основной комментарий к Бхагавад-гите (Гита-бхушана-бхашья) написал только в 18-м Баладева Видьябхушана, более известный, как автор "гаудия-вайшнавского" комментария к Веданта-сутрам (Говинда-бхашья) и других "программных" трактатов гаудия-сампрадайи.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет